Забронировать

Социальный туризм должен стать неотъемлемой частью социальной политики

12.12.2013

12 декабря 2013 г. В Совете Федерации состоялось расширенное заседание Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике в рамках международного форума «Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма».

Комитет Совета Федерации по социальной политике (Рязанцев В.В.), Федеральное агентство по туризму (Радьков А.В.), Российская международная академия туризма (Трофимов Е.Н.), проделали большую подготовительную работу по проведению этого форума.

Открывая Форум, председатель Комитета Валерий Рязанский отметил, что долгое время работал в системе профсоюзного туризма, но тогда не знал, что этот туризм является социальным. И сегодня большая заслуга ректора РМАТ Евгения Николаевича Трофимова и президента ОАО "ЦСТЭ" (холдинг) Виктора Георгиевича Пугиева в том, что эту проблему поставили на повестку дня. Социальный туризм – это не просто организация отдыха или бизнес-проект, это прежде всего оздоровление нации, сфера, расширяющая возможности простых граждан, а также детей и инвалидов путешествовать, познавать мир. Законодатели смогут добиться успехов на этом пути только в том случае, если они почувствуют поддержку регионов.

Выступивший с основным докладом руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков подчеркнул право всех граждан РФ на отдых, в обеспечение которого социальный туризм вносит свой вклад, сглаживая социальные различия. Сегодня предпринимаемые меры явно недостаточны для охвата широчайших туристских возможностей нашей страны. Социальный туризм способен стать двигателем для развития российских регионов. Зарубежная система социального туризма представляет собой соединение рыночных и государственных мер регулирования этой сферы, развитие самой психологии мотивации.

Очевидно, не весь европейский опыт применим к России, имеющей свою специфику. Но социальный туризм становится перспективным направлением работы Ростуризма, и опыт зарубежных коллег, безусловно, важен. В 2015-2016 гг. планируется выделение 230 млн. руб. на социальную поддержку туризма в России. Разработана его концепция, составляются электронные регистры участников проекта. Однако проблема состоит во внесении изменений в Налоговый Кодекс страны, касающихся освобождения от налога туристов, пользующихся своими льготами, что должно будет компенсироваться расширением налогооблагаемой базы.

Сейчас предложение Ростуризма находится на рассмотрении в министерстве экономического развития. Ранее оно получило положительные отзывы со стороны большинства российских регионов. Ведомство надеется, что подобные меры помогут простимулировать развитие российской туристической отрасли.

На заседании экспертного совета по теме «О внедрении системы стимулирования внутреннего туризма с использованием чеков «отдых» и совершенствовании санаторно-курортного оздоровления населения России» выступил президент ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) .

Президент ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) Виктор Пугиев отметил, что к сегодняшнему заседанию мы шли 20 лет. Раньше европейцы учились у нас поддержке туризма, теперь они нас, похоже, обогнали. В свое время ЦСТЭ оказывал в год туруслуг на 5 млрд. ам.долл., обслуживал примерно 50 млн. человек в год. В СССР 40% работавших лиц получали льготные или бесплатные путевки. К этому не вернуться, и сейчас ставится задача найти механизмы социальной поддержки туризма в рыночных условиях, когда утрачена сеть прежних учреждений, а отдых и лечение недостаточно поддерживается государством. Необходима система специализированных расчетных средств в виде чеков «Отдых». Такая инициатива была выдвинута в 1996 г., прошла обсуждение в органах законодательной и исполнительной власти. В 2004 году вопрос был включён в перечень поручений Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Государственного Совета.

Основная цель программы состоит в создании предпосылок и конкретных условий для эффективного использования, при поддержке государства, личных средств граждан и свободных средств предприятий на цели организации отдыха и лечения населения и, в первую очередь, низкооплачиваемой группы работающих граждан. Достижение этой цели предлагается осуществлять путём выпуска в обращение платёжных документов (банковских карт), имеющих определённую и чётко ограниченную сферу применения.

Для функционирования системы необходимо создать федеральное агентство - эмитент чеков «Отдых», которое должно осуществлять по заказу и на основе договора с покупателем (предприятия, профсоюзы) эмиссию чеков на требуемую сумму (строго по количеству).

При этом предполагается взаимодействие:


Особая роль в системе принадлежит доверенному банку (одному из крупных и надёжных банков, таких как Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы), выступающему в качестве основного звена системы и гаранта её успешного функционирования. Управление средствами, размещёнными в банке, проводится на базе соглашения между агентством и банком.

Покупатель (Предприятие) предварительно оплачивает их стоимость и производит распределение чеков среди своих работников, с предоставлением скидок. В связи с тем, что средства оптовых покупателей, используемые для приобретения чеков, направляются на охрану здоровья работников, предлагается исключить из налогооблагаемой прибыли оптового покупателя до 50% средств, направляемых на приобретение чеков.

Работник, получивший и рассчитавшийся с предприятием за чеки единовременно или в рассрочку, расплачивается ими за предоставленные услуги в одном из предприятий (санаторий и т.д.), имеющих возможность обслуживать по чекам.

Предлагается не включать в состав совокупного дохода работника средства, направленные им на приобретение чеков, но не более суммы, равной 7 минимальным размерам оплаты труда (не платить с этой суммы подоходный налог).

Обслуживающие организации – это организации, принимающие чеки в оплату за оказанные услуги по проживанию, питанию, санаторно-курортное лечение (санатории). Они получают право обслуживания по чекам на основании договора и могут по своему усмотрению предоставлять гражданам, оплачивающим их услуги чеками, скидки с тарифов и иные льготы.

Отношения между Агентством и обслуживающими организациями строятся на договорной основе. Источники финансирования Агентства: Агентство взимает определённую комиссию при продаже чеков покупателям (1-3%).

Важным источником является банковский процент, получаемый от размещения поступивших от покупателя средств в доверительном банке (Сбербанке). (Здесь главный принцип – надёжность). Большой объём денежных средств, размещённых в банке, позволяет получать по процентам значительные финансовые поступления.

Считаем принципиально важным, чтобы при реализации данной программы поддержка граждан – покупателей чеков была адресной, с учетом их доходов. Для этого в системе отпускных чеков, безусловно, могут использоваться банковские карты, но обязательно введение дифференцированной шкалы скидок, учитывающей уровень доходов покупателя.

Таким образом, восторжествует главный принцип социального туризма – обеспечение доступности реализации прав на отдых и оздоровление малообеспеченных и социально незащищённых групп населения России, в первую очередь, работающих.

И последнее, важно при внедрении этой программы, чтобы Агентство-эмитент отпускных чеков подчинялось и было подотчетно непосредственно Правительству РФ или уполномоченному им органу. Это обязательно следует закрепить законодательным путём. Как показывает опыт Франции, таким образом, обеспечивается устойчивость системы.

В своем выступлении ректор РМАТ Евгений Трофимов, говоря о европейской программе «Калипсо», выразил уверенность, что реализация социальных программ в туризме в России, в том числе и по отпускным чекам, не только возможна, но и просто необходима. Значительная часть российского населения не может в полной мере воспользоваться правом на отдых. Две трети населения для реализации этого права нуждаются в социальной поддержке. Затраченные на это средства обернутся дополнительной выгодой в виде заполняемости санаториев, домов отдыха, пансионатов, транспортных маршрутов, подержанием сети обслуживания. Вне социального туризма невозможно устойчивое развитие туризма в стране в целом. И, конечно, социальный туризм должен обретать трансграничный, транснациональный характер.

В работе форума приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского Союза Туриндустрии.

Присутствовали представители различных регионов России: Алтайского и Краснодарского краёв, Ярославской, Калужской, Тверской, Владимирской областей, а также представители других стран, таких как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина, Португалия и Франция.

Участники поддержали инициативу Федерального агентства по туризму о разработке общероссийской программы стимулирования внутреннего социального туризма «Отдых», в которой использован европейский опыт развития социального туризма, подготовленной с участием РМАТ и ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг).


Возврат к списку

Акции и спецпредложения все акции »
Новости и События все новости »
Оставить отзыв
Сервис обратного звонка RedConnect